Закончился очередной год. А согласно статье 216 Налогового кодекса, налоговым периодом признается календарный год. Следовательно, пора подать декларацию о доходах и получить налоговый вычет, о котором и пойдет речь ниже.
Общая логика такова: человек платит подоходный налог. Если у налогоплательщика есть затраты определенного типа, то он имеет право получить обратно часть уплаченного налога за отчетный период.
Отмечу, что при официальной зарплате в 10 000руб. / месяц (8 300руб. на руки) годовой доход составляет 120 000руб., что обеспечивает покрытие затрат по большей части социальных налоговых вычетов.
Стоит ли овчинка выделки? Лично для меня получить дополнительную скидку на ряд услуг в 13% — приличный стимул для того, чтобы заниматься налоговым вычетом.
В приведенном выше примере сумма уплаченного подоходного налога составляет 15600 руб. (120 000 * 13%).
Интересно, что налоговую декларацию по налоговым вычетам можно подать за три предыдущих года. Так что поезд еще не ушел.
Итак, если выгоды от получения налогового вычета заряжают энергией и энтузиазмом, идем дальше.
Для получения вычета потребуется всего-то подать налоговую декларацию с подтверждающими документами в налоговую инспекцию. Как показывает личный опыт, чего-то безумного сложного в этом нет. Необходима всего-лишь информация, как и что делать. Об этом расскажу далее.
Подоходный налог или налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — налог с полученных за отчетный период доходов. В зависимости от рода дохода различается ставка:
- 9% для дивидендов от российских предприятий;
- 13% для заработной платы, сдачи недвижимости, продажи автотранспорта и других;
- 35% для выигрышей или призов по конкурсам, стоимость которых выше 4000руб., для доходов с депозитов, процентная ставка которых превышает ставку рефинансирования на 5% (для рублевых вкладов) и другие.
- еще есть ставки 15% и 30%, относящиеся к нерезидентам РФ.
Подробней о ставках читай Налоговый кодекс РФ, статья 224 «Налоговые ставки».
Для большинства россиян заработная плата является основным официальным источником дохода. И работодатель, являясь налоговым агентом, производит удержание и перечисление налога по каждому своему сотруднику. Именно поэтому многие наемные сотрудники даже не догадываются, что являются налогоплательщиками по ставке 13%.
Некоторые группы затрат, подпадающие под налоговый вычет:
- социальный налоговый вычет (ст. 219):
- оплата обучения;
- оплата лечения себя, супруги (супруга), своих детей до 24 лет, родителей;
- пожертвования благотворительным организациям;
- взносов по негосударственного пенсионного обеспечения и дополнительных выплат по накопительной части трудовой пенсии;
- имущественный налоговый вычет (ст. 220);
- убытки предыдущих периодов по фондовому рынку: акции и производные финансовые инструменты (ст. 220.1).
Подробней читай Налоговый кодекс РФ, статья 218 «Стандартные налоговые вычеты», статья 219 «Социальные налоговые вычеты», статья 220 «Имущественные налоговые вычеты», статья 221 «Профессиональные налоговые вычеты» .
Необходимо сделать следующее:
- В течение налогового года сохраняем все платежные документы, подтверждающие оплату услуг, подпадающих под налоговый вычет. Без подтверждающих оплату документов налоговый вычет не получить. Поэтому этот этап основной.
- По окончании налогового периода берем на работе в бухгалтерии справку 2-НДФЛ за нужный год. Многие уже брали такую справку для банков с целью получения кредита. Вся необходимая информация о доходах с заработной платы содержится в этой справке. Если есть другие доходы — собираем информацию по этим доходам.
- Собираем с организаций, оказавших услуги в отчетном периоде, подтверждающие документы о произведенных оплатах:
- копия лицензии на медицинскую или образовательную деятельность;
Как показывает опыт, не все образовательные организации работают по лицензии. Бывают всякие письма, постановления, разрешения на ведение образовательной деятельности. Но! Нет лицензии — нет вычета! Слово «лицензия» ключевое. - справка об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы;
По идее, бухгалтерия предприятия обязана предоставить такую справку самостоятельно по требованию налогоплательщика. В медицинских учреждениях с нормальными бухгалтерами достаточно сказать «справка для налоговой», и через 15 минут справка готова. В организациях, которые сталкиваются с подготовкой таких справок редко, надо не только дать файл с такой справкой, а ещё и помочь заполнить.
Подробней смотри Приказ Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256. В Приложении 1 есть эта справка. - копия договора оказания услуг;
Договор должен быть оформлен на налогоплательщика. - добавляем копии платежных документов.
Распечатки платежек из интернет-банка и копии чеков. Заверять платежки в банке не нужно. - добавляем копии документов, подтверждающих родственную связь, если оплата производилась за супруга (супругу), детей, родителей: копия свидетельства о браке, копия свидетельства о рождении и т.д.
Перечень документов, которые необходимо представить налогоплательщику для получения социальных налоговых вычетов:
- копия лицензии на медицинскую или образовательную деятельность;
- Осталось заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ и подать её в налоговую инспекцию.
По сравнению с предыдущими шагами этот этап самый легкий.
- скачиваем программу;
Декларацию следует подготовить по форме 3-НДФЛ. На сайте Федеральной налоговой службы (Главная → Электронные услуги → Программные средства для юридических и физических лиц → Программные средства для физических лиц) качаем и устанавливаем программу для заполнения декларации соответствующего года. В программе учтены почти все нюансы налоговых вычетов для соответствующего года (наличие вычета, лимиты и т.д.) - заполняем декларацию:
- личные данные дополните номером телефона для связи инспектора с Вами;
- доходы берем из справки 2-НДФЛ, взятой на работе;
- расходы вносим, исходя из собранных справок;
- распечатываем, подписываем каждый лист;
- добавляем реквизиты, на которые перечислить Вам налоговый вычет.
Для перечисления денег требуется в основном БИК (банковский идентификационный код, дублирующийся для верности названием банка) и расчетный счет (20 цифр).
Ну, конечно можно обратиться к конторам, которые есть при всех налоговых инспекциях. Специалисты конторы за 800 рублей заполнят декларацию за Вас. Но, послушайте, если Вы прошли все этапы сбора документов, уж заполнить налоговую декларацию в программе дело пустяковое.
- Подать декларацию с подтверждающими оплату документами в налоговую.
Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции можно узнать на сайте Федеральной налоговой службы (в разделе «Электронные услуги»). Первые две цифры Вашего ИНН — код субъекта Российской Федерации, следующие две цифры ИНН — номер инспекции. Например, 7721ХХХХХХ — налоговая № 21 по Москве.
Порядок сдачи такой:
- пакет документов следует сдать в окно для приёма деклараций. На вопросы в окне, как правило, не отвечают. Посыл такой: сдай документы и иди.
- документы попадают к налоговому инспектору, отвечающего за Ваш территориальный участок. Узнать ФИО налогового инспектора и телефон можно в там же, в налоговой. Насколько мне известно, на камеральную проверку документов инспектору отводится 3 месяца. По окончании проверки инспектор связывается с Вами по указанному телефону, а если не удалось по телефону, то вызывает Вас письмом на адрес регистрации.
- налоговый инспектор укажет на обнаруженные ошибки в поданных документах. Если декларацию придётся подавать повторно, в программе следует указать порядковый номер корректировки. Для первоначального варианта декларации номер корректировки 0. Следующая корректировка декларации идёт с номером 1, 2, 3 и т.д.
- когда все документы корректны, необходимо написать заявление на имя начальника налоговой службы на выплату налогового вычета. Шаблон даёт налоговый инспектор. Были года, когда я писал заявление от руки под диктовку инспектора. В последнее время выдают шаблоны, в которые необходимо вписать только реквизиты банковского счета и свои личные данные. Заявление с реквизитами и с проверенным инспектором пакетом документов сдать еще в одно окошко. Всё! Остается ждать оплаты вычета на банковский счет.
Можно ли в справке на оплату медицинских услуг в налоговую вписать несколько детей?
На каждого ребенка готовится отдельная справка. Иными словами, бухгалтерия медицинского учреждения обязана выдать на каждого ребенка отдельную справку на оплату медицинских услуг.